«Тот, кто дерзает идти ко Господу, тот подвергается опасностям, бурям и волнам» – архимандрит Василий (Пронин)

 Слово в Неделю 9-ю по Пятидесятнице

 Хождение по морю

 Ев. от Мф. Зач. 59

Гл. 14. ст. 22-34

Архимандрит Василий (Пронин)
Архимандрит Василий (Пронин)

В прошлую седмицу мы слышали в святом Евангелии о чуде Господа и Спасителя – когда Он в пустыне накормил 5000 людей кроме жен и детей пятью хлебами и двумя рыбами. Как ни поразительно было это чудо, но апостолы, которые были непосредственными свидетелями и даже можно сказать участниками этого чудесного насыщения, не вразумились этим вполне.

После совершения этого насыщения Господь удалился на молитву, а своих учеников отправил на другой берег Генисаретского озера. Спаситель в одиночестве проводил время в молитве к Своему Небесному Отцу. Уже было поздно, но Господь все пребывал в молитве к Богу. Это и нас научает тому, что мы должны усиленно молиться. После беседы с людьми, что соответствует нашей природе, Господь удалился в пустыню, чтобы побыть в одиночестве.

Часто в молитвах люди просят от Бога оставления грехов, и хотя Господь не имел нужду в прощении, так как был без греха и первородного и личного, но все же Он долгое время пребывал в молитве. Он молился о своих апостолах, о всем роде человеческом, который погряз во грехах, и научить который праведной жизни и пришел на землю Господь Спаситель.

Ученики одни поплыли по Генисаретскому озеру. Но поднялась большая буря, и тогда, когда корабль был посередине озера, особенно сильно начали ударять в него волны. Ветер был против них, трудно было грести, а волны все усиливались и усиливались. В четвертую стражу ночи Господь пошел к ним по водам озера. Святые отцы спрашивают: «Что это было – вода изменилась и стала способной удерживать тело Спасителя или же тело Его сделалось способным ходить по водам?», и на это отвечают, что «стихия, т.е. вода, стала способной удерживать тело Господа».

В древности ночь делилась на четыре стражи. Эти части ночи соответствовали времени, в котором сменялись часовые. Правда, у евреев день и ночь делились раньше на три части, но потом было принято деление языческих народов. Первая стража продолжалась от 6-ти часов вечера до 9-ти по нашему счету, вторая от 9-ти до 12-ти часов ночи, т.е. до полуночи, и третья – от полуночи до 3-го часа, и, наконец, следовала четвертая стража от 3-х часов ночи до 6-ти. Третья стража называлась также петлоглашение, так как в это время обычно поют петухи. Следовательно, ранним утром, на рассвете пошел Господь по озеру к своим ученикам. Сначала они думали, что это призрак и вскричали от страха. Спаситель же сказал им: «Дерзайте: Аз есмь, не бойтеся» (Мф. 14, 27). Услышав знакомый голос, они ободрились, а апостол Петр сказал: «Господи, аще Ты еси, повели ми приити к Тебе по водам» (Мф. 14, 28). Он желал как можно скорее быть возле своего Учителя, он не мог дождаться, когда Господь придет к ним в лодку. Кроме того, слова Господа «дерзайте» святой апостол Петр понял в том смысле, что надо дерзать идти по водам. Получив повеление от Господа, апостол вышел из лодки и пошел к Спасителю по воде. Но он испугался сильного ветра и тогда, когда вера его поколебалась, он начал утопать. Но сейчас же вскричал к Господу: «Господи, спаси мя» (Мф. 14, 30). Этот вскрик, эта, вернее, молитва была немедленно услышана Господом. Он простер руку, взял его и сказал: «Маловере, почто усумнелся еси?» (Мф. 14, 31). Итак, апостол Петр усомнился, испугался большой бури. Прежде всего, возникает вопрос: «Почему же такой профессиональный рыбак, каким был апостол Петр, испугался бури и начал утопать? разве он не умел плавать? ведь до лодки было не далеко… Видно, от испуга он потерял способность плавать. И поэтому нуждался в помощи и избавлении Спасителя. Это нас научает тому, чтобы мы не надеялись на свои силы, но всегда в опасностях прибегали к помощи Всевышнего. Кроме того, Господь спас в данном случае жизнь апостола Петра и потому имел и человеческое право после вознесения сказать ему, что настанет час, когда иной препояшет его и поведет амо же не хощет. Точно так же и при явлении на аппиевой дороге Господь мог нежным укором обратиться к апостолу Петру. Спасши ему жизнь, Он мог в некотором смысле и распоряжаться этой жизнью. Конечно, Господь является распорядителем жизни каждого из нас: нам Он дает дыхание, Ним мы движемся и есмы. Но Сын Человеческий, спасши жизнь своему ученику, получил в некотором смысле еще особое право распоряжаться этой жизнью. Потому то становятся понятными и слова Петра перед страданиями Господа и его клятвы, что он душу свою положит за Учителя. Он помнил об этом спасении и потому готов был пожертвовать жизнью для Господа. Но, увы, он испугался и служанки, как раньше на озере будучи рыбаком испугался бури, и отрекся от своего Господа. Горькими слезами загладил он свое отречение!

204_0118183b[1]Легко ли было и теперь услышать Петру упрек Господа: «Маловере, почто усумнелся еси?» (Мф. 14, 31). Дальше святое Евангелие повествует нам, что сущии в корабли, когда Господь вошел в лодку, поклонились Ему и сказали: «Воистинну Божий Сын еси» (Мф. 14, 33). Но апостол Петр был с Господом; можно ли его считать в числе «сущих в корабли»? вряд ли. Скорее, он был так поражен и явлением Господа, и хождением по водам, и утопанием, и, наконец, спасением, что не был в числе поклонившихся. Ибо стоит ясно: «сущии же в корабли» (Мф. 14, 33), а ведь апостол Петр был на водах. Несомненно, что все пережитое им за это утро исполнило его таких чувств, что он укрепился в вере в Господа, как в Сына Божия.

Итак, чем же были вразумлены апостолы? Не столько тогда, когда Господь творил другие чудеса или исцелял недуги, или насыщал людей, или даже воскрешал мертвых, но тогда особенно, когда Господь ходил по водам Генисаретского озера, они поверили в Него как в Сына Божия. Это и понятно. Рыбаки, которые привыкли постоянно иметь дело с водной стихией, скорее всего могли вразумиться именно чудом на водах.

Но ведь другие апостолы не шли к Господу по водам, а потому и не подверглись опасности. И тому научает еще нас сегодняшнее Евангелие, что тот, кто дерзает идти ко Господу, тот подвергается опасностям, бурям и волнам. Но пусть не отчаивается, но просит помощи от Всевышнего: «Господи, спаси мя». Спасши апостола Петра, Он показал Себя действительным Спасителем. Из этого мы научаемся, что, как говорит святой пророк Осия: «И Бога разве Мене да не познаеши и спасающего несть разве Мене» (Ос. 14, 4). Господь Бог Христос есть истинным Спасителем, Сыном Божиим, Мессией, Искупителем от греха рода человеческого. Аминь.

Источник:

Собрание трудов архимандрита Василия (Пронина) / Дешифровка рукописей,

общая редакция и составление: кандидат богословия,

протодиакон Александр Монич. – Т. II. – Ужгород: ОАО «Патент», 2010. – С. 184-188.

 

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

Цей сайт використовує Akismet для зменшення спаму. Дізнайтеся, як обробляються ваші дані коментарів.